?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Нерпа". Почти итоги?

Указаный в предыдущем посте сослуживец, по моей просьбе, "оформил" свои соображения на бумаге. Белые пятна естественно остались, но ясна общая картина. Так дадим ему слово:

*Это версия созданная на основе скудных данных от экипажа ПЛА «Нерпа», помноженная на испорченный телефон, но с учетом многолетнего опыта службы, и ведения БЗЖ на данном проекте.

Авария на подводной лодке К-152 «Нерпа»

Для лучшего понимания процессов, которые привели к аварии с гибелью большого числа людей, на атомной подводной лодке К-152 приведу исходные данные:
Экипаж на подводной лодке принимает ее от промышленности, для ввода в состав ВМФ и последующей передачи в аренду РИ. Экипаж сформирован на Камчатке, прошел подготовку в учебном центре ВМФ под Санкт-Петербургом, личный состав допущен к самостоятельному исполнению обязанностей по занимаемой должности, и уже достаточно длительное время эксплуатирует материальную часть на берегу.


На борту находится сдаточный экипаж и контрагенты, также прошли обучение по БЗЖ и ЛВД, при таком обилии личного состава вероятно на борту попались специалисты которые по тем или иным причинам не могли пройти именно все виды тренировок, хотя за это расписались. Количество гражданских специалистов достаточно велико, но подводные лодки допускают увеличенное число людей при испытаниях, хотя штатные средства спасения на весь личный состав не обеспечиваются. Ситуации то бывают разные!!! ВСК например проектировалась - для 68 человек!
Подводная лодка после длительной постройки, с системами и механизмами для поставки в РИ проходит ходовые испытания. Швартовые испытания пройдены, все, что можно было проверить в базе - проверено, недостатки устранены. ПЛ укомплектована всеми видами запасов на период плавания (в т.ч. средствами индивидуальной защиты и спасения). Если это было бы не так, то указанное ниже не было бы произведено, или существует лицо, которое взяло на себя ответственность. Учитывая, что нынче, это не приветствуется по серьезным причинам - никто бы не пошел на нарушения.

Экипаж и ПЛ проверены на готовность к выходу в море штабами разных инстанций, до флота включительно, недостатки отмеченные при проверке устранены. План выхода и испытаний подписан и утвержден. Противопоказаний к выходу в море нет. Получено разрешение на выход в море, самых высоких начальников.

ПЛ вышла в море и отрабатывает план испытаний. Работа напряженная, требует внимания, повышенной отдачи от каждого члена экипажа. Специалисты участвуют по мере необходимости. Напряженность первого дня выхода уже прошла, и личный состав вошел в рабочий ритм.
Несколько минут до аварии:
-Подводная лодка в Японском море, в подводном перископном положении, отрабатывает одну из навигационных задач. Личный состав находится по боевой готовности №1, специалисты дабы не мешать, на боевых постах только участвующие в этом виде испытаний, или обеспечивающие несение вахты экипажем, остальные находятся на отдыхе в каютах и помещениях корабля, наибольшее количество во 2-м отсеке. Матрос контрактной службы Гробов Б№5-1-11, находится в соответствии с расписание на боевом посту в 1-м отсеке на 2-й палубе, контролирует работу систем и механизмов ОКС в соответствии с книжкой боевой номер и боевой инструкцией. Над ним ближайший начальник командир отсека (командир РТГ находится на торпедной палубе), всего 5 человек + рабочие.

Личный состав экипажа, как и требует командир, имеет при себе портативный дыхательный аппарат (ПДА), гражданские специалисты также их получили, но не склонны к постоянному ношению при себе, от чего часто получают замечания от командования.

Перископное положение очень опасно для корабля в навигационном отношении, вследствие ограниченной возможности наблюдения за водной средой. ГКП находится в напряженной работе, учитывая длительность такого пребывания, командир принимает решение (чтобы не зае…ть всех) перейти на БГ№2 подводную за исключением ГКП, БИПа и БЧ7, БЧ-1. По кораблю объявляется эта команда. Личный состав принимает вахту по БГ2, заступает очередная смена, начинается передвижение личного состава по кораблю, некоторые военнослужащие до команды от мест отойти, уже убыли во второй отсек, заняли очередь в гальюн и т.д.. Матрос Гробов, должен принять вахту и доложить на ГПК оператору ЦПУ «М», при этом он должен указать проверенные с местных постов параметры корабельных систем, предварительно обойдя 1-3 отсек, но это требует времени и проще посмотреть войдя в меню нового пульта управления ОКС, расположенного в каждом отсеке. Он имеет право его использовать, он допущен к его эксплуатации. Однако пульт переведен в технологический(не контрольный) режим (кем ?), т.е. включены дополнительные функции, которые позволяют изменять параметры систем, пороговые уровни и т.д. в таком состоянии матрос производит выборку параметров для контроля, одним из параметров он должен доложить давление в станциях ЛОХ 1-3 отсеков, он входит в соответствующее меню, и считает, что дает команды на вывод информации, при этом в выпадающих сообщениях, дабы их закрыть дает подтверждения, они закрываются, срабатывает ревун, что это за ревун матрос знает, т.к. ежедневно производится проверка дачи ЛОХ с ЦПУ «М» в контрольном режиме, и при этом он докладывает в центральный «сработал ЛОХ в 1 отсеке». Сейчас ситуации повторяется, и матрос понимает, что дача ЛОХ спровоцирована именно им на 2-й отсек, он движется по второму отсеку и кричит «включиться в ПДА». Далее матрос Гробов действует как учили в подобной ситуации, при этом оказывая посильную помощь сослуживцам и гражданским.

Механизм запущен, ситуация выходит за нормальную, начинают проявляться все недостатки материальной части, подготовки экипажа и т.д..

Импульсным сигналом открываются клапаны дачи ЛОХ сначала из станции 2-го, потом резервные. Давление 15 кгсм2 поступает в баллон с фреоном, рвет мембраны, и выдавливает жидкость в трубопроводы по которым она поступает через 30 секунд от воздействия (время на создание давления в резервуаре и на распространение фреона по трубопроводам) на распылители в отсек. Доза выдувается за время около 90 секунд, включается другая станция и концентрация фреона увеличивается, фреон конденсируется и начинает стекать по приборам, людям. Экипаж ПЛ, как наиболее подготовленный, выполняет привычные действия по включению в ПДА, не все ПДА срабатывают, и некоторым приходится использовать систему СДС и ИДА-59М, ПДА которые товарищ оставил без присмотра. Гражданские не поняв, что произошло, также включаются в ПДА, однако время упущено, фреон попал на лицевую часть масок, и после одевания ИСЗ продолжает свое действие по связыванию кислорода, испаряется, вызывая термические поражения холодом. Фреон должен вызывать наркотическое опьянение в небольших дозах, однако личный состав начинает терять сознание. При подаче команды с отсечного ПУ, на ЦПУ «М» сработал световой и звуковой сигнал дачи ЛОХ на 2-й отсек, о чем оператор доложил командиру, ГКП объявил по кораблю «включиться в ПДА». ГКП включился в ПДА и ШДА, так как командовать в маске затруднено, то подачу команд некоторые члены ГКП производили сняв маску, при это вдыхали распыляющуюся смесь. Командир подал команду «Боцман всплывай», боцман переложил рули на всплытие, доложил «глубина 5 метров», командир дал команду механику «продуть среднюю», оператор выполнил команду, подводная лодка всплыла в позиционное положение, в глазах у механика наступил туман, сознание поплыло. Командир дал команду продуть концевые, СПК репетовал ее в отсеки, и ЦГБ концевых групп были продуты с местных постов. На ГКП поступили доклады от старших палуб 2-го отсека о потере сознания части личного состава. Командир принял решение отдраить люки ВСК, и вывел часть ГКП наверх, управление ПЛ было обеспечено. В неаварийных отсеках ПЛ первое время не поняли, что происходит, когда прозвучала команда включение ПДА, и на всплытие поняли, что возникла нештатная ситуация, с пульта управления ГЭУ приготовились взять управление ПЛ на ЗКП.

Во втором отсеке, была дана команда по контролю за включением личного состава в отсеке, однако была общая растерянность. Часть людей убежала в первый отсек, который по БГ 2 некому было герметизировать (переборочную дверь, вентиляция и подача кислорода сама герметизируется от ЦПУ по сигналу ЛОХ), и это многим спасло жизни, однако создало предпосылку к «загазовыванию» парами фреона и 1-го отсека, однако учитывая большие объемы отсека, эта концентрация оказалась незначительной, ведь при концентрации фреона В114Б2 менее 47 г\м3 можно жить и бороться 2 часа (РБЖ ПЛ).

Все кто успел включился в ПДА, помогали эвакуировать из 2-го в 1-й отсек тех, кто не одел ПДА и не мог уже передвигаться, самостоятельно. В первую очередь тех, кто жил на 3-й палубе в зоне отдыха, спортзале и сауне, находился на камбузе.

Фреон поразительно быстро выводил из строя людей, некоторые потеряли сознание после нескольких десятков секунд воздействия.

Основная часть людей была выведена через ВСК в ограждение рубки, гражданские специалисты шокированные происходящим больше не решались пойти в аварийный отсек для оказания помощи оставшимся товарищам. Личный состав экипажа приступил к обследованию всех помещений 2-го отсека и эвакуации пострадавших наверх, для приведения в сознание. Вынести человека наверх, особенно через ВСК, это трудно, неудобно, и требует хороших навыков экипажа по эвакуации пострадавших. Такие тренировки проводятся, в основном с использованием штатных средств, но применяются и нештатные, все что попадается под руку, в условиях загазованности атмосферы отсеков важное значение имеет снижения время нахождения пораженного в этих условиях, на подъем человека требуется около 3-5 минут. Возможна эвакуация через 1-й отсек (люк погрузки АБ), однако решение в море на вскрытие не рекомендуется, т.к. возможно затопление волной, тем более 2-ве «дырки» в корпусе открытыми быть не могут (РБЖ ПЛ).

Как погибли члены экипажа, подготовленные к любой аварийной ситуации?
НХС: - находясь на крохотном боевом посту, там же у него и место отдыха, получил практически в лицо всю дозу фреона, не понял что случилось и до выключения сознания не сумел надеть ПДА. Практически умер во сне.
ЗКВР: -находился на 2-й палубе, включился в ПДА с длительной задержкой т.к. не хватило практических навыков доведенных до автоматизма (ранее был береговым офицером, служил в авиации, в соединении ПЛ психологом), после включения направился осмотреть нижние палубы и направить людей наверх… Нашли на 4-й палубе, откачать не смогли.
СКИ: -включился, работал, оказывал помощь, надышался фреоном….?

Детально, кто где был, что делал или не делал, даст следствие, правда не все ознакомятся с материалами. Но копают сейчас следователи глубоко и основательно, в аварии Курска не нашли виновных, видимо сейчас вся тяжесть и того события откликнется на головах и начальников и строителей и т.п.

Хочется вспомнить слова их фильмов национального географического общества «Катастрофы случаются не просто так, они являются результатом цепочки критических событий»
Воздействие со стороны матроса, это вершина айсберга всех нарушений и недоработок, он лишь инициализировал, то, что накопилось в стране, в промышленности и подводном флоте.
Сегодня встают вопросы:
1. Почему сработала система ЛОХ от воздействия в нормальной обстановке?
Вероятные ответы:
-нарушение условий эксплуатации;
-ошибки(недоработки) ПО и проектирования.
2. Что способствовало гибели такого числа людей?
Вероятные ответы:
-перенасыщенность отсеков людьми;
-недостатки и охват подготовки гражданских специалистов;
-примеси или подмена огнегасителя на опасные;
-технические недоработки конструкции;
-отсутствие средств(приспособлений) для экстренной эвакуации пострадавших;
-ненадежность ПДА;
-отсутствие плана действий гражданских лиц при борьбе за живучесть на ПЛ;
-отсутствие слаженности в действиях экипажа при аварийной ситуации (все учения отрабатываются в условиях экипаж на боевых постах БГ1 или БГ2), а в жизни бывает и нет людей в отсеке вообще.

За каждым вариантом стоят живые люди, которым по определению свойственно ошибаться, однако цена ошибки слишком велика. Надеюсь, следствие не ошибется, а флот и руководство РФ сделают должные выводы, и не только в направлении наказать виновных, но и не допустить аварий в будущем.

Tags:

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
667bdr
Nov. 25th, 2008 09:29 am (UTC)
-ошибки(недоработки) ПО и проектирования.
Плюс враждебный интервейс. Я не понимаю, зачем закачали английскую версию меню...
kgrr
Nov. 25th, 2008 09:31 am (UTC)
Много ли Вы встречали индусов , читающих на русском языке? :):):)
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - madmechanic - Nov. 25th, 2008 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - madmechanic - Nov. 25th, 2008 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - molokofreak - Nov. 25th, 2008 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - psilogic - Nov. 25th, 2008 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - molokofreak - Nov. 25th, 2008 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - td_mtu_1500ag - Dec. 3rd, 2008 10:47 am (UTC) - Expand
Интерфейс - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - psilogic - Nov. 25th, 2008 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 04:02 pm (UTC) - Expand
madmechanic
Nov. 25th, 2008 09:31 am (UTC)
Спасибо. Вроде целостная картина получается.
pavel_push
Nov. 25th, 2008 09:31 am (UTC)
Не согласен с частью описанных фактов, но с тем, что "Воздействие со стороны матроса, это вершина айсберга всех нарушений и недоработок, он лишь инициализировал, то, что накопилось в стране, в промышленности и подводном флоте". - согласен на 150 процентов.

Тут новая версия появилась, что Гробов всего лишь проверял температурные режимы и случайно увеличил температуру. А техника дала сбой и подала фреон в отсек.

Хотя - все эти версии выглядят гаданием на кофейной гуще. Пока госкомиссия не вынесет вердикта, а все, подчеркиваю, все свидетели не дадут показаний - ясности то не прибавиться. Как мне кажется.
pavel_push
Nov. 25th, 2008 09:33 am (UTC)
Кстати, ЗКВР - был опытным подводником. Я разговаривал с чуваком, он служил с ЗКВР еще в 2003 на подлодке. Так что у него автоматика включения в ПДА была на уровне. Я думаю.
Посмотрите в однокласниках о ЗКВР - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_push - Nov. 25th, 2008 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_push - Nov. 25th, 2008 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - madmechanic - Nov. 25th, 2008 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_push - Nov. 25th, 2008 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - madmechanic - Nov. 25th, 2008 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_push - Nov. 25th, 2008 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - 667bdr - Nov. 25th, 2008 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - madmechanic - Nov. 25th, 2008 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Nov. 25th, 2008 10:10 am (UTC) - Expand
Внимательней - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 02:27 pm (UTC) - Expand
Согласно - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 02:19 pm (UTC) - Expand
Смотрите в суть - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 07:50 pm (UTC) - Expand
nemo_q
Nov. 25th, 2008 11:22 am (UTC)
Вот интересно в УЦ на пульте тоже все на анг. или по принципу два раза зелененькую один раз красненькую потом 3 раза желтенькую. Если все же на инязе то тогда сразу вопрос они зачеты на знание языка сдают или интуитивно ориентируются.
Извините за сумбур, далек от ПЛ.
kgrr
Nov. 25th, 2008 12:57 pm (UTC)
Оборудование для каждого конкретного заказа может отличаться, а в учебном центре учат "вообще" под проект. Нюансы естественно учитывают, но...
filibuster60
Nov. 25th, 2008 03:09 pm (UTC)
Саня, привет.
Смущает вот что (поясни, плз).
Матрос Гробов по БГ-1 находился в 1-м отсеке; по БГ-2 он обходит отсеки (с 1-го по 3-й), а на момент катастрофы он находится у локального пульта "М" 2-го отсека. Я правильно понимаю? Вопросы:
- а как это - один вахтенный на три отсека?
- так всё-таки с пульта какого отсека дан ЛОХ - 1-го или 2-го? Мне по тексту непонятно: был в 1-м, лень было обходить, покликал менюшками... Выходит, из 1-го?
- и что, при такой набитости лодки народом никого рядом не было? Напомним: идут сдаточные испытания, они же ПРИЁМНЫЕ. Одни - да, сдают, но ведь другие-то ПРИНИМАЮТ! Причём, это не один из кормовых отсеков, где народу меньше, это второй, жилой и управленческий. Там толпы должно было быть (и было) - прорва...

Кстати, там в тексте в одном месте вместо "ГКП" написано "ГПК", надо поправить.
Короче: в ключевом моменте катастрофы - моменте дачи ЛОХ - по данному описанию мне всё же непонятно. Вот не хватает какого-то звена в логической цепочке, а какого - сам не могу понять, но ощущение притянутости версии за уши.
kgrr
Nov. 25th, 2008 03:45 pm (UTC)
В том , что один матрос на три отсека ничего удивительного. Работа не сложная: "осмотрел-проверил-доложил". Матросов по штату на Барсах около 10 человек, на все не напасешься.... Мне кажется, что матрос "завис" во 2-м отсеке и все сделал.
нехватка - (Anonymous) - Nov. 25th, 2008 08:31 pm (UTC) - Expand
mu_rena
Nov. 25th, 2008 03:26 pm (UTC)
Чтож, информация интересная.
Но выводы пока, думаю, делать рано. Нужно больше фактов.
grumblerr
Nov. 25th, 2008 06:07 pm (UTC)
Ясно уже, что причины:
1. Человеческий фактор. Ну, тут практически все предрешено. Гробова осудят, если не признают невменяемым.
2. Системные проблемы. А тут все только начинается, предстоит разобраться:
- с английским интерфейсом
- с автоматикой/электроникой ЛОХа
- с отработкой экипажа
- с надежностью спасательных средств
- с химическим составом огнегасителя
- и еще много чего может всплыть, если действительно добросовестно докапываться до глубинных причин.
(Anonymous)
Nov. 25th, 2008 08:01 pm (UTC)
Из предварительного анализа ясно
Действия экипажа в сложившейся ситуации на испытании несовершенной лодки, позволили спасти ПЛ и не загубить экипаж. Эти действия думаю получат оценку правительства РФ. Если этого не сделать, то многое станет не логичным, особенно в глазах иностранцев.
Крайних на корабле не будет. Гробов получит срок условно, или вовсе нет. Это очень зависит от адвоката и перевода стрелок на сдаточный экипаж и промышленность.
(Это не пророчество, а оценка!)
navydiver
Dec. 2nd, 2008 05:49 pm (UTC)
Спасибо за, так сказать, компиляцию. Немного больше ясности - но до чистого горизонта все еще далеко.

Я себе постоянно задаю вопрос в связи этой аварией:
почему матрос поняв, что произвел пуск ЛОХ не вырубил его?
Раньше броде бы было достаточно один вентиль перекрыть. У него ведь было 30 сек что бы это сделать. Или теперь это тоже только с пульта "мышкой"?
(Anonymous)
Dec. 4th, 2008 07:49 pm (UTC)
Горизонт не очистится
Член комиссии заявил, что фреон был не В114Б2..., а опасный!... подмена?....сертификат?....кто залил?...кто получил?... кто принял решение?

Степень вины матроса снижается!
ответ на вопрос:
-Не ожидал матрос, что фреон пойдет т.к. дал по неосторожности. Поэтому как остановить подачу с пульта не знал.
Вручную у всех полная ясность есть.Там тоже 2-клапана.
Re: Горизонт не очистится - (Anonymous) - Dec. 4th, 2008 07:55 pm (UTC) - Expand
Остановить фреон! - (Anonymous) - Dec. 4th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 10th, 2009 03:43 pm (UTC)
Нерпа
У меня на корабле станции ОХТ стоят на все энергоотсеки корабля и отдельные модули на 60 % помещений, заправлен не 114 фреон, а уже Еа 227, в отсеке при срабатывании системы ОХТ без ПДА можно находится до 6 мин без ущерба для здоровья. Насколько я знаю 114 уже снят с производства, его захочешь не достанешь. А после случая с "Нерпой" я все баллоны с воздухом на управление клапанами подачи фреона закрыл от греха подальше, хоть и интерфейс на русском языке.
( 54 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars