?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Резервист

В июне был в Тбилиси. Кино снимали. Одним из пунктов программы была запись интервью с кем-либо из тех, кто участвовал в августовских событиях 2008 года. К сожалению, обзвонив десятки резервистов, мы везде получили отказ. Мне тогда показалось это странным. Ну чего вроде такого (по нашей логике), интервью "о том, как все было". Ан нет... Уехали. Попросили нашего стрингера в Тбилиси найти резервиста. Он искал 3 недели, и ему все отказывали. В итоге записал парнишку по имени Эдуард (со спины). Может быть в его словах мало конкретики, зато передана эмоциональна атмосфера событий годичной давности. Я бы ( в их ситуации) тоже не стал давать интервью, ибо стыдно....
31.26 КБ

-Эдуард, как все для тебя началось?

Утром позвонили нам, вызвали. Сказали, чтобы мы пошли в военкомат. Собирали в пять утра, я даже с родными толком не попрощался. Меня мама провела до автобусов. Потом по автобусам, сказали, что увозят в Вазиани. Доехали. Взяли мы форму, снаряжение….И тогда туда, как раз, бомбу кинули. Мы поехали в Гори. По дороге я за дизелистом (???) сел. Мой друг поехал на полчаса раньше в поезде. Приехал, а его увезли к деревням, к Цхинвали.

Потом на базе в Гори были, там прямо на дороге стоит база. Первое, что началось, и там на нас бомбы кинули. Там я своих друзей встретил. Так получилось, что все они отбились от частей. Никто со своим батальоном уже не был. Там же на нас снаряды упали в трехстах метрах. Ничего страшного не было, мы просто разбежались. Первый удар так чисто психологически был. Сразу перекликнули друзей по именам. Нас пустили в лес. Потом, значит, утром в лесу мы прятались. После этого переходили с места на место и на второй день начались уже бомбежки сильные. Мы укрылись, потому что там открытое место было. А нас сидело там может тысячи три, может пять… Мы военным говорили, что смерь от бомбы бессмысленная, надо куда-то идти и что-то делать. В какой-то момент мы уже поняли, что все погибнем, но надо погибнуть так, чтобы потом сказали, что жизнь прожита не зря.

-Кто бомбил?

-Русские.

-И что было?

- Там где мы были, все было открыто. Мы там сидели, там поляна была большая. Мы видели, как летели ракеты с Цхинвали, как с нашей стороны летели ракеты. Все было видно там. Русские бомбили, это так, начиналось где-то в два в час дня. Промежуток где-то был час, это вот первые дни. Потом уже все больше и больше бомбили. Конечно, удивительно, что русские знали, где бомбить. Потому, что мы в Гори на одном месте не стояли никогда. Нас даже в театре в Гори собрали и тогда, Слава Богу, не попали или специально не туда стреляли… В театре, нас было очень много, мы сидели на всех этажах, в комнатах. И ракеты взорвалась в сорока метрах от театра. Но тоже люди погибли. Многие в такой панике были, что людям не могли помогать, но многие помогали…
Люди, население никто не выезжал, до конца жители были там на месте. А мы с друзьями (нас 10 человек было) бегали, стучали в дома, чтобы уходили, ведь многие не знали, что делать. Закрылись, дома сидели и не знали что делать. Надо было конечно эвакуировать жителей заранее, ведь Гори не так далеко от Цхинвали.

- Из резервистов много погибло?

- Из резервистов, как я знаю, много погибло… Не знаю, сейчас это ходит на уровне сплетни, но говорят многие погибли. Вы понимаете, там были такие люди, которые говорили: «Во время бомбежки, заходите в подвалы корпусов». Во время бомбежки ты выживешь, но потом, тебя не достанет никто оттуда. У меня друг был, они в подвале сидели, пятеро человек, корпус разрушился и они два дня там в подвале валялись. Потом еле вышли и после этого психологически там поехало… У нас еще случай был, в Гори отец приехал одного резервиста, он сначала в Вазиани поехал, когда там разбомбили, но узнал, что там сына нет и поехал в Гори, но там сложно было найти. Отец поехал в сторону Цхинвали (туда часть резервистов перебросили). Мы даже шутили, хотя черный юмор, фильм «Отец солдата»- вторая серия. Отец за своим сыном ехал.
Я же сам знал куда иду. Мы в резерве были, знали, для чего готовились. Не просто так туда шли. Шли отстаивать свое. Конечно за 18 дней научили… Например, когда была бомбежка мы стояли у взорванных уже домов, корпусов. Ведь второй раз там бомбить не будут?

Потом, было много сплетен. Паника была.

-Почему?

-Сами не знали. Наши сержанты, майоры многие там потерялись, не знали, что делать. Если бы знали, то было бы лучше.

-А было чувство страха?

-Конечно. Там, только дураки не боялись.

-Что тебе лично больше запомнилось?

-Кадры, когда пацаны оттуда убегали… Просто за сердце сжалось. В первую ночь ведь ничего такого еще не было. Мы ведь в лесу были. Много парней, которые психологически просто не выдержали. За подготовку в восемнадцать дней у нас не было ничего такого. Многие психологически не выдержали и в первый же день собирались убегать оттуда. Это не должно было быть так. На протяжении веков наши предки донесли до нас и мы не должны были это так терять.

-А как было все дальше, как вы оттуда вышли?

- Мы оттуда вышли…В конце была настолько паника, что не знал, «кто кого вывозил», и «кто должен нас вывезти».

-Вас бросили?

- Потеряли мы командование после бомбежки. Не видели мы своего командования.

-Ну кто вам сказал, что все, надо уже идти?

-Никто так и не говорил. Сами водители, мальчики, которые сидели в автобусах, «все, говорят, уезжаем»…. Потому, что командование мы так и не нашли. И когда все начали выезжать, мы потом остановили машину, и когда выезжали, останавливались часто, спрашивали, «кто делает, что делает». Помню, военные, которые ехали в сторону Цхинвали на машинах (на удивление нам ( думал от паники там с ума сойду)), мы просились с ними в Цхинвали, но военные не взяли нас. Они говорили, что «не отвечают за нашу жизнь. Вы, мол, ничего не знаете, чему вы там могли научиться за 18 дней? Не возьмем грех на душу….» Ну правильно, из-за одного нашего неграмотного поступка могли погибнуть много военных, спасая нас. А не делать свое дело. И последняя волна была, уже два с половиной дня прошло, и пацаны говорят, «разъезжаемся на тех автобусах, на которых приехали»

Никто ничего не знал. Потом, отец моего друга (он военный) он сказал «ну тогда приезжайте, мы в Коджори (???). Пошли (резерв), может, там начальство найдем? Ну, чтоб знать, что делать. Мы приехали в Коджори, поднялись наверх, а нам сказали «все, сдавайте оружие, потому, что вечером будут резервистов назад выводить». Мы сдали оружие, даже обрадовались, что сдали оружие. Потому, что многие психологически уже не выдержали и бросили свои автоматы. Потом пришла информация по рации, что сейчас и Коджори будут бомбить, там вышки стоят. И там мы опять в лесу бегали…. Где-то километров пять….. Сдали оружие вышли и уже к вечеру резервистов выпустили оттуда.


Я никогда не говорю, что я был на войне, что я воевал… Мы резервисты, которые были в Гори, мы не воевали. Мы просто перебегали с места на место, как и все в Гори. Хотелось, конечно, пойти вперед.

-Почему?

Все-таки, такое ощущение было, что тебя кто-то бьет по лицу, а ты не можешь ответить,- истребитель из автомата не выстрелишь. Мои ребята, которые были в деревнях в Цхинвали, им было легче, потому что в них стреляли, и они стреляли. Они свою злость выплескивали, а мы не могли. Конечно, эта война была политическая. Сейчас уже конечно по-другому на это смотрится….
И люди и сами русские, у меня много друзей русских, со всеми нормально. Даже когда я уже вернулся в Тбилиси, я их спрашивал, они звонили. Я в детстве в России жил. Даже когда я был в Гори, туда звонили. Просто информационная блокада была и здесь и там. Больше там (в России) потому, что там не показывали… Там и сейчас блокада… Не показывают то, что здесь никто ни хочет воевать и против русских ничего не имеет, просто люди стоят за свою территорию. На протяжении веков она была наша. Как резервист могу сказать «не оправдал себя», но в каком-то смысле, для жизни это плюс, то, что там видели мы. Наверное, можно было сделать все лучше и тише. Всегда есть путь лучше. Хотя есть пословица, что «потерянное войной, миром не вернется», но 21 век и кажется можно уже сделать, чтобы мирным путем решилось. И столько жертв… Мы там столько мальчиков видели из спецназа…. Ну в самом Цхинвали была резня, конечно. Наши пацаны, которые там были из спецбатальона, они себя на пятерку показали. Потому что я знаю, что наша бригада в рокском ущелье нанесла большой урон русской армии и в самом Цхинвали. Но погибли, многие погибли, как с нашей, так и с их стороны. Наверное, были русские солдаты, которые нас не любили, но для остальных, это был приказ, который надо было выполнять. Говорят, многие генералы в Москве отказались входить в Гори и их за это потом сняли. Не знаю, правда это или ложь, но говорят.

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
mu_rena
Sep. 1st, 2009 01:12 pm (UTC)
Да уж.
Кому хочется сознаваться в том, что всю войну пробегал по лесам, как заяц.
Хотя, это не их (резервистов) вина.
kgrr
Sep. 1st, 2009 01:42 pm (UTC)
Конечно, командования. Я искренне верю, что резервисты хотели как-то помочь своей родине.Если учитывать, что любая война вызывает патриотический подъем..... И их тоже киданули.
cyxymu
Sep. 2nd, 2009 01:10 pm (UTC)
конечно, люди шли с горячим сердцем, а их реально кинули. лично я второй раз сто раз подумаю, прежде чем пойду на такое
nema_alex
Sep. 3rd, 2009 09:45 am (UTC)
Резервисты вообще не должны были участвовать в военных действиях. Это был РЕЗЕРВ на случай... Насколько я знаю, те, которые всё-таки попали в боевые перестрелки, пошли туда своевольно, и это вина командования, которая оставила их без руководства....
И это опять же лишний раз доказывает, что с грузинской стороны никаких серьёзных военных операций не планировалось.
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 4th, 2009 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Sep. 3rd, 2009 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 3rd, 2009 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 4th, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 4th, 2009 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 4th, 2009 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 4th, 2009 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nema_alex - Sep. 4th, 2009 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Sep. 3rd, 2009 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Sep. 3rd, 2009 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Sep. 3rd, 2009 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kgrr - Sep. 3rd, 2009 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Sep. 4th, 2009 12:05 pm (UTC) - Expand
nemo_q
Sep. 1st, 2009 02:26 pm (UTC)
спасибо.
dmdrv
Sep. 1st, 2009 02:29 pm (UTC)
Вы только резервистов собирались интервьюировать? А кадровых военных?
kgrr
Sep. 1st, 2009 02:37 pm (UTC)
Ну в Грузии такая же сложная процедура с доступом к действующим военным , как и в России. Просто так интервью не возьмешь, надо бумаги писать. К тому же у нас не было аккредитации МИД Грузии.
doktor_vel
Sep. 2nd, 2009 05:46 am (UTC)
По лесу не бегали резервисты, а их от бомбардировок вывели из Гори и затем рассредоточили по лесам. А почему не участвовали резервисты в боевых действиях, разве не понятно почему? Это ведь пушечное мясо, резервисты нужны для охраны объектов в прифронтовой зоне.
"просто люди стоят за свою территорию. На протяжении веков она была наша. Как резервист могу сказать «не оправдал себя», но в каком-то смысле, для жизни это плюс, то, что там видели мы. Наверное, можно было сделать все лучше и тише. Всегда есть путь лучше. Хотя есть пословица, что «потерянное войной, миром не вернется», но 21 век и кажется можно уже сделать" - сомнения в словах что можно чтото сделать мирным путём если с тобой хотят воевать, а не мирно жить.
kgrr
Sep. 2nd, 2009 08:08 am (UTC)
<По лесу не бегали резервисты, а их от бомбардировок вывели из Гори и затем рассредоточили по лесам.>
- Ну это же цитата из интервью. Вы очевидца опровергаете?
doktor_vel
Sep. 3rd, 2009 05:47 am (UTC)
я констатирую факт, а не опровергаю. ко все этому будет ещё сказано, что стоял вопрос сохранения жизни резервистам, которые не имели боевой опыт и только лишь с автоматом в руках должны были воевать против самолётов и ракет.
kgrr
Sep. 3rd, 2009 05:51 am (UTC)
Это другой вопрос. Согласен.
(Deleted comment)
kgrr
Sep. 2nd, 2009 01:31 pm (UTC)
А какие вышки? И Коджори, это что?
(Deleted comment)
kgrr
Sep. 2nd, 2009 01:40 pm (UTC)
Понял, у наших воненных спрошу))))
( 42 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars